26 июня 1383 г.

Явление иконы Одигитрии рыбакам на Ладожском озере в лучезарном сиянии. В честь этого на острове Вощином в 25 верстах от Валаама в XIX веке был построен Тихвинский скит.
Явление иконы на реке Ояти на горе Смолковой, в память об этом воздвигнута часовня во имя Успения Богоматери. Ныне дер. Шириничи Лодейнопольского района.
Явление иконы в селе Имоченицы, где построена церковь во имя Рождества Божией Матери. Село находится на расстоянии 2,5 км. восточнее Шириничей.
Явление иконы на реке Паше на Куковой горе, где построена часовня (ныне деревня Новое Село). В часовне сохранялся древний игуменский посох в память о бывшем здесь монастыре. Рядом с часовней лежал камень-следовик. Часовня разрушена во время войны. Следовик запахан мелиораторами.
Явление иконы в селе Кожела на другом берегу реки Паши, где построена церковь во имя Покрова Богоматери. До революции - погост Пашекожельский, ныне село Горка, здесь сохранилась деревянная церковь Св. Николы постройки 1744 г. Каменная церковь Покрова постройки 1859 г. передана православной общине. название "Кожела", возможно, связано с именем славянского князя Кожела. Погост упоминается в уставе князя Святослава (1137 г.) и в уставе князя Владимира (1052 г.).
Явление иконы на правом берегу Тихвинки. Закладка трех венцов сруба церкви. Таинственное исчезновение иконы вместе со срубом и щепой ночью. Место отмечено церковью Всех Святых (Полковая) на улице Береговой-Явленной, ныне улице Римского-Корсакова.
Обретение иконы вместе со срубом и щепой на левом берегу Тихвинки, где и решено было построить первый храм. Место обозначено образом Тихвинской Божией Матери, написанным в XVII веке на стене внутри церкви "Крылечко".


15 августа 1383 г.

Видение Богоматери и Св. Николы тихвинцу Юрышу (Георгию), направленному созывать народ на освящение построенного храма. Богородица повелела установить на церкви крест деревянный, а не железный. Беседа Юрыша со Святыми изображена на многочисленных иконах, называемых "Явление Богоматери в пустыни" или "Богоматерь Беседная".

16 августа 1383 г.

Освящение первого храма во имя Успения Богоматери. Подтверждение воли Богоматери иметь на своей церкви крест деревянный. Строитель с железным крестом был сброшен с купола церкви порывом ветра, но остался цел.

1390 г.

Первая церковь Успения сгорела от незагашенной свечи. Икону нашли невдалеке, в можжевельнике.

1395 г.

Сгорела и вторая церковь по той же причине.

1500 г.

Сгорела третья церковь. Икону вынесли священник Василий и его сын Стефан.

1510 г.

Приказ Великого Князя Василия Иоанновича построить в Тихвине каменный Успенский собор, а на месте видения Юрышу - монастырь. Монастырь, названный Николо-Беседным, располагался там, где сейчас автобусный парк и хлебозавод; разрушен до основания в 1941 г. Строительство собора, обвал стены паперти. засыпавшей 20 рабочих. Чудесное избавление их через 3 дня.

12 августа 1515 г.

Освящение Успенского собора.

25 декабря 1527 г.

Посетил Тихвин и поклонился иконе Великий Князь Василий Иванович, в его свите находился архиепископ Новгородский и псковский Макарий, впоследствии митрополит Всея Руси. Летопись утверждает, что это было в 1526 г. Князь молился о чадородии.

25 августа 1530 г.

Рождение Великого Князя Иоанна Васильевича (Грозного).

1 января 1547 г.

Посещение Тихвина Великим Князем Иоанном Васильевичем (Грозным).

16 января 1547 г.

Венчание на царствование Великого Князя Иоанна Васильевича (Грозного).

11 февраля 1560 г.

Основание в Тихвине Большого Богородице-Успенского монастыря по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного.

1570 г.

Спасение от холеры жителей Новгородской земли, когда в Старую Руссу был отправлен из Тихвина один из списков с иконы Тихвинской божией Матери в обмен на образ Старорусской Богоматери.

1583 г.

Оживление в Твери Иоанна, сына Казанского царя Симеона преподобным Мартирием Зеленецким, который возложил на умершего список с Тихвинской иконы Богоматери.
Многочисленные исцеления от иконы наблюдались на всем протяжении ее истории.

1613 г.

Призвание на царствование Михаила Федоровича Романова. Мать, инокиня Марфа, благословила его образом Тихвинской иконы Божией Матери в Игнатьевском монастыре в Костроме.

14 сентября 1613 г.

Победа защитников Тихвинского монастыря над шведскими интервентами благодаря заступничеству Богоматери. Переломный момент наступил тогда, когда осажденные вышли на стену монастыря с тихвинской иконой Божией Матери.

17 февраля 1617 г.

Заключение мира со Швецией в Столбове перед списком с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери. Была попытка взять подлинник, но он не сдвинулся с места.
Перенесение этого списка в Успенский собор Московского Кремля и в Софийский собор в Новгороде.
Есть версия, что сначала список с иконы находился в Москве, но новгородцы, участвовавшие в борьбе со шведами, выпросили его себе и поставили в Софийском соборе. Однако в XIX веке икона, перед которой был заключен Столбовский мир, числилась как в Москве, так и в Новгороде. Сейчас в Новгороде икона находится в Рождественском иконостасе Софийского собора.

июнь 1636 г.

Поновление иконы по повелению царя Михаила Федоровича: удаление копоти и потемневшей олифы, наложение новой олифы игуменом и иконописцем Герасимом Кремлевым. При попытке подписать лик Богоматери он покрылся огнем.

1658 г.

Вызов в Москву монастырского иконника Родиона Сергиева для составления иллюстрированного сказания о Тихвинской иконе Божией Матери. Экземпляр этого рукописного сказания до революции хранился в библиотеке Большого монастыря. Местонахождение его неизвестно, хотя других списков "Сказаний" в библиотеках довольно много, и их часто приписывают Р. Сергиеву.

1670 г.

Прославление копии с Тихвинской иконы Божией Матери в г. Цивильске в борьбе с грабителями Стеньки Разина. Создание там Тихвинской обители.

1678 г.

Написание Р. Сергиевым Тихвинской иконы Божией Матери с 22 клеймами чудес для Тихвинского Успенского собора. Икона стояла слева от царских дверей, в 1941 г. вывезена в Германию, возвращена по репатриации, находится в Новгородском музее.

1679 г.

Написание И.А. Квасниковым Тихвинской иконы Божией матери с 24 клеймами чудес для архимандрита Варсонофия, отбывающего из Тихвина в Москву. Икона находилась в Калуге, на родине Варсонофия, сейчас - в Москве в музее Древнерусского искусства им. А. Рублева.

1718 г.

Изготовление для иконы серебропозлаченной ризы, украшенной жемчугом и драгоценными камнями при архимандрите Рувиме. Именно этот оклад (риза) находится в настоящее время на иконе в г. Чикаго.

1721 г.

Исцеление денщика Петра I Толубеева, онемевшего после болезни: помолившись перед иконой денщик заговорил.

1734 г.

Императрица Анна Иоанновна пожаловала на икону мантию и крупный изысканной работы изумруд с вырезанным на нем Распятием. Изумруд был установлен над иконой, на доске с надписью "Владычице, прими молитвы раб твоих".

1797 г.

Изготовление серебрянного киота для иконы весом 23,3 кг. тихвинсктм гражданином Калашниковым.

8-9 июня 1798 г.

Посещение Тихвина императором Павлом I, его супругой Марией Федоровной, наследником Александром и Великим Князем Константином. Павел принял участие в перенесении иконы из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор.
На эту тему в Русском музее имеется картина художника Василия Истомина 1801 года.

1803 г.

Граф Н.П. Шереметев преподнес к иконе золотую лампаду работы Франца Дюваля, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами весом 6,6 кг. Род Шереметевых считал Тихвинскую Богоматерь своей покровительницей. Существует предание, что во время Полтавской битвы шведская картечь попала в медную Тихвинскую икону Божией Матери, которая висела на груди главнокомандующего Б.П. Шереметева, благодаря чему он и остался жив. Победа под Полтавой произошла 27 июня 1709 г., на следующий день после "Тихвинской".

16 августа 1809 г.

Посещение Тихвина Великой Княжной Екатериной Павловной. Она преподнесла иконе бразильский топаз от себя и голубой сапфир от императрицы Марии Федоровны. Камни были закреплены на золотой ризе 1836 года.

июнь 1812 г.

Архимандрит Самуил благославляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в боях и получил название "Тихвинская Ополченная икона Божией Матери".

22 июня 1814 г.

Торжественная встреча возвратившейся с победой дружины с Тихвинской Ополченной иконой. Эта икона находилась на втором столбе с правой стороны в Успенском соборе, была покрыта серебряной зоолченой ризой с чеканкою и многими украшениями. Местонахождение иконы неизвестно.

1836 г.

Изготовление в Санкт-Петербурге зоолтой ризы для иконы весом 8,7 кг. усердием архимандрита Иллариона с братией и общей помощью боголюбивых христиан. Местонахождение этого оклада неизвестно. Риза (оклад) имела: 4809 бриллиантов, 593 розы из бриллиантов, 141 алмаз, 5862 восточных жемчужины, 4 изумруда, 5 яхонтов, по 1 сапфиру и рубину, 2 бриллиантовые звезды с розами и крест, выполненный из 11 алмазов.

1841 г.

Тихвинец, академик Яков Иванович Бередников - собиратель, редактор и издатель русских летописей и древних актов - включает сказание о Тихвинской иконе в III том "Полного Собрания Русских Летописей".

26 июня 1843 г.

Граф Д.Н. Шереметев дарит иконе громадный подсвечник из серебра весом 49,7 кг.

1854 г.

Выход в свет брошюры А.П. Башуцкого "Тихвинские монастыри" с описанием Тихвинской иконы Божией Матери и ее истории.

1855-1856 г.

Тихвинская Ополченная икона сопровождает тихвинскую дружину в Крымской кампании.

31 января 1856 г.

Чудесное исцеление известного в Тихвине инвалида Александра Боровского на крылечке перед образом Тихвинской иконы Божией Матери, написанным на стене воротной башни. Образ находится теперь внутри церкви "Крылечко".

5 марта 1859 г.

Прославление копии с Тихвинской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге и перенесение этой копии в Исаакиевский собор.

1861 - 1863 г.

Постройка церкви "Крылечко" на месте исцеления А. Боровского по проекту архитектора Н.П. Бенуа. К башне, в которой уже была церковь, посроенная в XVIII веке монахиней Тавифою, Н.П. Бенуа пристроил часовню. Весь комплекс и составляет современный храм.

26 июня 1883 г.

500 - летний юбилей явления иконы. Чудотворная была вынесена на городскую площадь. На торжестве присутствовал писатель В.М. Гаршин. Ждали чуда, но целый день лил дождь, в котором не приметили никакого предзнаменования.

1886 г.

Распоряжением епархиального начальства установлено ежегодное перенесение иконы осенью в конце сентября в теплый Покровский собор (церковь Рождества Христова) и возвращение ее в Успенский собор в начале мая.

март 1888 г.

Устройство нового серебряного киота весом 7,4 кг., изготовленного в Москве на фабрике Постникова для места иконы в теплом Покровском соборе (журнал "Нива" N39, 1888 г.).

апрель 1901 г.

Благодарственный молебен тихвинцев перед Чудотворной иконой Божией матери в Успенском соборе о прокладке через тихвин Северной железной дороги Санкт-Петербург - Вологда - Вятка.

1910 г.

Реставрация чудотворной иконы Г.О. Чириковым. Выполнение им точной копии Тихвинской иконы Божией Матери, передающей не только живопись, но и ее утраты. Копия находится в Русском музее.

14 сентября 1913 г.

Торжественное празднование 300-летия снятия осады Большого Тихвинского монастыря. Журналы "Нива", N50 и "Солнце России", N43 опубликовали фотографии иконы, выполненные Ксенией Глыбовской.

1920-1930-е гг.

Гонение на церковь и церковнослужителей со стороны пришедших к власти большевиков. Изъятие ценностей, в том числе золотой ризы с иконы. Закрытие и разорение монастырей.

8 ноября 1941 г.

Захват г. Тихвина немецко-фашистскими войсками. Враг в это время вплотную подошел к Москве. немецкая версия утверждает, что икона захвачена оккупантами в Тихвине и привезена во Псков.

ноябрь 1941 г.

Согласно легенде, по приказу И.В. Сталина Москва была обнесена на самолете чудотворным списком с Тихвинской иконы Божией Матери из церкви села Алексеевское (сейчас этот храм находится около ВВЦ, ранее ВДНХ), враг после этого был отражен. В Тихвине во время боевых действий разрушен до основания Николо-Беседный монастырь, в котором находился свинарник (совхоз "1 Мая").

9 декабря 1941 г.

Освобождение г. Тихвина от немецко-фашистских захватчиков.

1943 г.
Поклонение иконе в оккупированном немцами Пскове в Троицком соборе и в церкви Михаила-архангела. Фото крестного хода с иконой опубликовано в газете "Новое время" N3 (131), издававшейся во время войны в Печорах.

2 марта 1944 г.

Прибытие иконы в Ригу, где ее встречал епископ Рижский Иоанн. Икона была помещена в нижней церкви Успения кафедрального собора. Сообщение об этом - в "Акафисте явлению иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской", изданном в 1944 г. в Риге.

1944 - 1946 гг.

Перемещение иконы на моторной лодке в Лиепаю. Шествие иконы по Западной Европе, предвосхищающее своим появлением победоносное наступление советстких войск. Места ее остановки: Данциг (Гданьск), Прага, Кобленц. Епископ Иоанн неотлучно сопровождает икону, вместе с ней он попадает в американскую оккупационную зону в Германии.

1945 г.

Возобновление церковной службы в Тихвине. Открытие храма "Тихвинской иконы Богоматери "Крылечко". Бывший епископ Тихвинский Алексей (С.В. Симанский) становится Патриархом всея Руси (Алексей I).

1947 г.

Икона находится в лагере беженцев "Фишбек". Фотоснимок крестного хода с иконой опубликован в американском православном издании: А.А. Сологуб "Русская православная церковь за границей, 1918 - 1969", США, 1968 г.

1949 г.

Епископ Иоанн прибывает в США, Бостон. некоторое время икона находится в Нью-Йорке, затем Иоанн с иконой прибывает в ЧИкаго.

1956 - 1957 гг.

Экспедиция реставраторов ГРМ Н.В. Перцева и С.Ф. Коненкова по спасению иконостаса Успенского собора. 158 икон было вывезено в Ленинград.

1966 г.

И.А. Иванова создает труды о Тихвинской иконе Богоматери, находящейся в музее им. Андрея Рублева: "Тихвинская икона Богоматери и ее связь со сказанием о чудесах тихвинской иконы Богоматери", ТОДРЛ, т. XXII; "История древнерусского города Тихвина, рассказанная иконописцем", журнал "Наука и жизнь", N1, 1966 г.

1973 г.

Ленинградские искусствоведы Л.В. Степанова и М.И. Мильчик в связи с подготовкой проекта реставрации Большого Успенского монастыря изучают в течение ряда лет в архивах. библиотеках и музеях рукописи. фотографии и иконы. связанные с Тихвинским монастырем и его святыней.
Плодом их труда стала работа "Большой Успенский монастырь города Тихвина", выпущенная специальными производственными мастерскими, а также статья М.И. Мильчика "Успенский монастырь на миниатюрах рукописей "Сказание об иконе Тихвинской Богоматери" в сборнике "Памятники архитектуры. Новые открытия", Ленинград, 1980 г., автореферат на соискание ученой степени "Панорамные изображения архитектурных ансамблей в древнерусской живописи второй половины XVI - первой половины XVIII вв".

1976 г.
Выход книги Ауне Яскинен на английском языке, посвященной исследованиям автора в Чикаго, а также истории икон Одигитрии вообще и Тихвинской Одигитрии в частности

9 июля 1983 г.
Торжественное празднование 600-летнего юбилея явления иконы в Тихвине. На празднике присутствовал митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний.
В ночь с 8 на 9 июля была опалена огнем, но не сгорела деревянная часовня Параскевы на островке близ Тихвинского Большого Успенского монастыря.

ноябрь 1991 г.

Посещение г. Тихвина отцом Сергием Гарклавсом, священником Свято-Троицкого собора в Чикаго, являющегося владельцем Тихвинской иконы Божией Матери, наследником архиепископа Иоанна. На вопрос о возможности возвращения иконы в Россию, С. Гарклавс ответил, что лично он не возражает, но это приозойдет, как написано в завещании, при возрождении духовной жизни в обители и обеспечении сохранности иконы в стенах Успенского собора.

1993 г.

Частичная реставрация копии с Тихвинской иконы Божией Матери из Софийского собора в Новгороде. При исследовании живописи и доски искусствовед Э.А. Гордиенко предположила, что икона написана в XIV веке. Кое-кто пытался высказать мнение, что это подлинник,а не копия. Однако дальнейшее исследование было прекращено, и икона была возвращена в Рождественский иконостас Софийского собора. На обороте иконы обнаружена надпись: "Денисе" - уменьшительное от Дионисий.

21 апреля 1995 г.

Жители Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Всея Руси Алексию II с просьбой благославить открытие Богородице-Успенского мужского монастыря.

май 1995 г.

По благославлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна было зарегистрировано религиозное объединение "Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь".

30 июня 1995 г.

Указом митрополита иеромонах Александр Гордеев, насельник Валаамского мужского монастыря, назначен игуменом Тихвинской обители.

7 июля 1995 г.

В монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря.

1 ноября 1995 г.

Совершен первый монашеский постриг во вновь действующем монастыре.

9 июля 1996 г.

Возобновилась праздничная служба в Успенском соборе в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

25 сентября 1996 г.

Монастырь принял на баланс и приступил к ремонту каменного здания церкви Святой Троицы и деревянного здания церкви святых Фрола и Лавра в деревне Сенно для организации здесь монастырского подворья и впоследствии женского скита.

30 января 1997 г.

Монастырю передана территория и полуразрушенные постройки бывшего монастыря Антония Дымского в поселке Броневик, где монахи и паломники начали реставрацию.

17 апреля 1997 г.

По благославлению Патриарха иеромонах Александр Гордеев возведен в сан игумена.

9 июля 1997 г.

В Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

9 июля 1998 г.

Явлению Тихвинской иконы Божией Матери - 615 лет.


Обратно